Дом детского и юношеского туризма и экскурсий, сокращенно ДДЮТиЭ (далее – Дом туризма) – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей в Южном округе Москвы, имеющее более чем 25-летнюю историю.

В настоящее время официально является структурным подразделением № 14 Государственного бюджетного образовательного учреждения Школа № 902 "Диалог".

 

Предлагаем вашему вниманию  стихотворение о наших детских объединениях, описывающее вкратце, кто такие мы.

А ниже - краткая история нашего Дома туризма.

 

Мы открылись еще в 1989 году как Станция юных туристов с гостевой туристской базой. По своей сути туристско-краеведческая работа с детьми включает в себя едва ли не все направления дополнительной образовательной деятельности. Но несмотря на это, очень скоро стало понятно, что специализация сугубо на туризме и краеведении не удовлетворяет потребностей детей микрорайона и округа в целом. С 1991 года мы стали Центром детско-юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТЭ), в котором наряду с туризмом и краеведением были представлены военно-патриотическое, эколого-биологическое, художественное и социально-педагогическое направления.

Через 10 лет работы деятельность нашего учреждения стала многопрофильной и охватывала уже 7 направлений дополнительной образовательной деятельности в учебно-тематическом плане и еще несколько направлений – через систему ежегодных массовых мероприятий. Решено было принять статус Дома туризма. В 2003 году ЦДЮТЭ переименован в Государственное образовательное учреждение Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (ГОУ ДДЮТЭ), а в конце 2011 года принял статус государственного бюджетного образовательного учреждения (ГБОУ ДДЮТиЭ). Туризм, краеведение и экскурсионная работа – методологическая основа деятельности ДДЮТиЭ. Образовательный и воспитательный потенциал туристско-краеведческой работы поистине огромен.

 

Туризм и краеведение позволяют существенно разнообразить методы и формы организации образовательного процесса любой направленности, заметно повышая эффективность обучения. В этом и состоит наша уникальная образовательная технология, которая объединяет деятельность всех подразделений и образовательных объединений нашего учреждения. В программу буквально каждого объединения, каждого кружка, в том числе даже для дошкольников, органично включаются экскурсии, поездки и походы в течение всего учебного года и в каникулы.

Именно у нас создано целое новое направление, получившее название педагогика краеведения. Его разработал и продолжает развивать известный специалист в области детско-юношеского туризма и краеведения Юрий Семёнович Самохин при активном участии Елены Александровны Котляровой и коллектива педагогов-краеведов ДДЮТиЭ. Это основа организации деятельности учреждения в целом, системообразующий фактор, связывающий нашу образовательную и научно-методическую работу, основа нашей экспериментальной деятельности в рамках городской инновационной площадки.

В самых общих чертах, суть педагогики краеведения – во взаимопроникновении туризма и краеведения в самые разные образовательные области, во всестороннем, комплексном развитии личности средствами краеведения в широком смысле. А конкретное содержание – огромная работа наших специалистов! Это деятельность множества детских объединений, туристско-краеведческих и ряда других направленностей, и далеко не только в ДДЮТиЭ; краеведческие исследования детей почти в каждом походе и специально проводимые учебно-исследовательские экспедиции; многочисленные сборники публикаций по итогам краеведческих исследовательских проектов учащихся и педагогов Южного округа; многолетние комплексные проекты: «Нам предки славу завещали», «Рубежи обороны столицы», «Наследники 1812 года», «Забытая война» (с 2014 года) и т.п., в рамках которых работают юные и взрослые краеведы в течение нескольких лет; и многое-многое другое.

 

В 1999 году именно создатели и разработчики педагогики краеведения Ю.С.Самохин, Н.А.Костерев, О.П.Балясникова (одна из основателей и первый директор нашего Дома туризма) придумали и разработали новый вид Первенства Москвы по туризму среди школьников – интереснейший вид «Экспедиционный туризм». И именно этим специалистам принадлежит заслуга методического обеспечения экспедиционного туризма с точки зрения его познавательности.

 

Контингент обучающихся Дома туризма складывается главным образом из школьников Южного округа Москвы, в том числе муниципального района Бирюлёво Восточное. Неотъемлемая часть нашей учебно-методической, организационной и кадровой работы – сотрудничество с местными органами, со школами округа. Все окружные мероприятия (а их ежегодно проходит около 30: праздники, акции, туристско-краеведческие слёты, краеведческие конференции, выставки и др.) наш Дом туризма организует и проводит совместно с муниципалитетами, префектурой, Советом ветеранов, другими организациями.

Мы проводим большую методическую работу по туристско-краеведческой деятельности с учителями и педагогами дополнительного образования. Центр молодежных обменов, созданный на базе Дома туризма, реализует совместные программы с образовательными учреждениями Москвы, России и зарубежных стран.

 

ДДЮТиЭ активно сотрудничает с различными службами и организациями системы образования, со многими другими ведомствами и структурами. В течение года мы проводим несколько семинаров для директоров и заместителей директоров образовательных учреждений, для педагогов и молодых специалистов. Регулярно организуем семинары и школы туристской подготовки, сотрудничая с комиссией по аттестации туристских кадров Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы.

В организации ряда туристско-краеведческих и других мероприятий для школьников, проводимых по инициативе Департамента образования Москвы, ДДЮТиЭ также принимает непосредственное участие. Одна из важнейших наших задач – привлечение в дополнительное образование школьных учителей и педагогов из других сфер, способных неформально работать с детьми, приносить им и пользу и радость. На таких педагогах и держится образование!

 

Педагогический коллектив Дома туризма – настоящая команда единомышленников, где сочетается высокая ответственность каждого за свой труд и глубокая демократичность коллективных трудовых отношений. Для молодых педагогов всегда есть возможность профессионального роста, повышения квалификации, а опытные преподаватели всегда востребованы в качестве лекторов, инструкторов и организаторов.

Залог высокоэффективной работы Дома туризма – большой творческий потенциал нашего педагогического коллектива, глубокая самобытность в сочетании с высочайшим мастерством. Среди наших сотрудников – мастера спорта, кандидат педагогических наук, педагоги высшей категории, отличники народного просвещения. Два педагога имеют звание «Заслуженный путешественник России», несколько человек награждены знаком Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Российской Федерации «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма». Московская Международная Академия детско-юношеского туризма и краеведения (ММАДЮТК) присвоила ряду наших сотрудников звания академиков, профессоров и членов-корреспондентов.

 

У нас работали и работают авторитетнейшие профессионалы в области детско-юношеского туризма, такие, как И.Т.Гайлит, В.В.Громов, С.В.Устинов – выдающиеся туристы и педагоги, признанные лидеры в Москве по пешеходному, горному, водному и лыжному туризму, авторы книг, статей и методических рекомендаций.

Педагог дополнительного образования И.Г.Ольховская – руководитель спортивно-туристского клуба «Эдельвейс» на базе Школы № 1034 (в прошлом - Гимназия № 1587), команда которого неоднократно становилась победителем и призером республиканских соревнований и Чемпионатов России по спортивному туризму.

Известная Г.А.Манучарова – основатель турклуба «Царицыно» и руководитель специализирующегося на скалолазании спортивного клуба «Стена» в школе № 2017.

Молодой педагог Д.В.Ковальков – один из руководителей Детской Академии русской культуры при ГБОУ Лицее № 1828 «Сабурово», организатор уже не одного десятка(!) краеведческих исследовательских экспедиций со школьниками.

Е.А.Котлярова – в течение ряда лет ведущий специалист программно-методического отдела нашего многопрофильного учреждения дополнительного образования и главный специалист по педагогике краеведения. Она автор нескольких методик проведения топонимических и вообще краеведческих исследований на слётах, соревнованиях и в туристских походах с учащимися, с использованием средств народной педагогики; автор и идейный вдохновитель наших многолетних краеведческих программ для учащихся округа.

Недавно ушедший из жизни методист А.Ф.Харченко, проработавший в ДДЮТиЭ много лет – один из патриархов туризма в России, чьи походы остаются непревзойденными для многих и многих поколений руководителей горных и пешеходных путешествий. Он же – блестящий организатор окружных соревнований по ориентированию и нескольких десятков школ подготовки кадров по спортивному туризму…

Перечислить всех в рамках одной статьи просто невозможно!

Кроме того, среди воспитанников каждого из названных (и других) наших выдающихся деятелей есть такие, которые также работают в настоящее время в Доме туризма в качестве педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, методистов.

 

Результаты нашего труда, пожалуй, ярче всего показывает анализ движения контингента наших воспитанников внутри образовательных объединений, как во времени (в поколениях), так и в пространстве. Под пространством мы понимаем не только географию путешествий воспитанников, но и географию деятельности наших выпускников.

Поскольку традиционно не прерывается многолетняя связь педагогов и воспитанников, нам достоверно известно, что выпускники наших образовательных объединений широко представлены в дополнительном образовании Москвы, их можно встретить в учреждениях любого округа. Можно говорить о своеобразном цикле преемственности участников образовательного процесса: воспитанник → младший инструктор → помощник руководителя → судья соревнований или руководитель детской туристской группы. А потом человек приходит со всей семьей в клуб семейного туризма, или, работая учителем, ведет в походы учеников своей школы – и это ‘точка перегиба’, начало нового витка спирали смены поколений.

 

Наш Дом туризма, как организационный центр туристско-краеведческой работы в Южном округе, неоднократно становился победителем или призером Первенства по туризму обучающихся образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Мы установили своего рода рекорд обладания Кубком Первенства – 4 раза подряд! Группы наших старших воспитанников неоднократно становились призерами Чемпионата России по спортивному туризму среди взрослых. Наши краеведческие объединения – в числе призеров городского Первенства по туризму по виду «Экспедиционный туризм». В объединениях и студиях научно-технической и художественно-эстетической направленности также достигнуты высокие результаты.

Однако мы считаем по-настоящему объективным критерием качества нашей многолетней работы традиционную сохранность контингента воспитанников в наших учебных объединениях. Это позволяет эффективно работать в разновозрастных коллективах, которые составляют около 80% наших объединений. Таким образом обеспечивается преемственность традиций Дома туризма, и мы можем прогнозировать результаты и строить работу с дальней перспективой.

 

С каждым годом всё больше ребят, всё больше новых школьных коллективов участвует в наших окружных слётах и соревнованиях, праздниках и выставках. В любое время года выходят юные туристы на маршруты (пешеходные, горные, лыжные, водные…), а краеведы-исследователи проводят экспедиции по самым разным уголкам России. Всё новые и новые маленькие художники, фотографы, музыканты, артисты приходят в наш Дом туризма. И мы глубоко убеждены, что наши занятия помогут детям вырасти хорошими людьми и достойными гражданами Отечества!

.

.

........................................................

.

.

.